МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, адаптированной и основной
общеобразовательными программами дошкольного образования МБДОУ, а
также с учетом возрастных особенностей воспитанников, их особых
образовательных потребностей в МБДОУ создана материально-техническая
база, направленная на обеспечение достаточного уровня физического,
интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей.
Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная
организация среды МБДОУ соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями
охраны труда.
Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется,
обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной
активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по
сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного
психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему
развитию каждого ребенка.
Групповые ячейки.
Организованная предметная среда в детском саду предполагает гармоничное
соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения
количества, разнообразия, неординарности, изменяемости. В нашем детском саду
постоянно поддерживаются все условия для оптимально – результативной
организации образовательного процесса. В группах пространство организовано
таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной
деятельностью. Помещения групп детского сада оснащены детской и игровой
мебелью , соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно
расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности
детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности
дошкольников. Групповые помещения МБДОУ имеют комнату для раздевания,
игровую, спальную и туалетную комнаты. Созданная с учетом возрастных
особенностей детей, и современными требованиями, развивающая среда в группах
формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности
дошкольника. В целом она организована так, чтобы материалы и оборудование,
необходимые для осуществления любой деятельности были доступны детям и
убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в
группах порядок и уют. При создании предметно-развивающей среды в группах
также учтена полоролевая специфика. Созданы игровые уголки для проведения
сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки изодеятельности,
театрализованной деятельности, музыкальные и физкультурные уголки для
самостоятельной деятельности детей. Всё это позволяет успешно решать
педагогические задачи и создаёт все условия для физического, эстетического и
экологического воспитания. В качестве ориентиров для подбора материалов и
оборудования в группах выступают общие закономерности развития ребёнка на
каждом возрастном этапе. Подбор материалов и оборудования осуществляется для
тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют
решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая,
продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью
активизации двигательной активности ребёнка. Все материалы и оборудование
имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.
В каждой возрастной группе есть «зеленые уголки» с различными видами
растений, собраны коллекции и гербарии. Имеющийся в ДОУ материал и
правильная его организация способствует, таким образом, формированию у детей
бережного и уважительного отношения к живой природе и удовлетворению
интереса детей к «братьям нашим меньшим».
В каждой возрастной группе имеются дидактические игры, тренажеры по
развитию слухового восприятия, речи, пособия, методическая и художественная
литература, необходимая для организации разных видов деятельности детей. В
каждой группе имеются разные виды театров, ширмы для показа кукольного театра,
игр - драматизаций, атрибуты для режиссерских игр. В группах имеются аудиотеки,
которые помогают созданию музыкальной эмоционально-насыщенной среды на
занятиях и в свободной деятельности детей. Оборудованы центры музыкального
развития детей, содержащие музыкально-дидактические игры и пособия, детские
музыкальные игры, разнообразные атрибуты. Приемные имеют информационные
стенды для родителей, постоянно действующие выставки детского творчества.
Предметно-развивающая среда в групповых помещениях, обеспечивает реализацию
основной образовательной программы МБДОУ, включает совокупность
образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям
– физическому, социально-личностному, познавательно–речевому и художественноэстетическому, а так же совместную деятельность взрослого и ребенка и свободную
самостоятельную деятельность самих детей.
Музыкально-физкультурный зал. В нашем детском саду созданы условия для
полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных
двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей
детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого
оборудован музыкальный зал, совмещённый с физкультурным залом. Здесь
проводятся музыкальные и физкультурные занятия, гимнастика, досуги, праздники
и развлечения. Для удобства и координации работы физкультурных и музыкальных
мероприятий, зал работает по специальному графику. В зале имеется оборудование
для занятий спортом (гимнастические скамейки, мячи, обручи, кегли и т.д). Для
создания эмоционального настроя детей в зале имеется фортепиано, музыкальный
центр.
Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса.
В МБДОУ имеется библиотека методической и художественной литературы,
репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
демонстрационный и раздаточный материал. В детском саде имеются: 2
компьютера, 5 принтеров, 3 ноутбука , музыкальный центр, 6 телевизоров ,
интерактивная доска, факс.
Медицинский кабинет.
Медицинское обслуживание воспитанников в МБДОУ обеспечивают органы
здравоохранения. МБДОУ обязано предоставить помещение с соответствующими
условиями для работы медицинских работников. МБДОУ предоставляет
помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников в
порядке, предусмотренным действующем законадательством Российской
Федерации и настоящим Уставом, осуществляет контроль их работы в целях
охраны и укрепления здоровья детей и работников МБДОУ.
Организация питания в ДОУ.
Организация питания возлагается на МБДОУ. Администрация МБДОУ и
медицинские работники контролируют соблюдение санитарных требований
работниками пищеблока, правильность приготовления пищи, ее качество. В
МБДОУ предусмотрены соответствующие помещения для питания воспитанников,
а также для хранения и приготовления пищи. Режим работы пищеблока, график
питания воспитанников, меню утверждается заведующим МБДОУ. Рациональное
питание является одним из основных факторов внешней среды. Оно оказывает
самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья
ребенка. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим
потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным
неблагоприятным воздействиям. Закупка продуктов питания производится по
договорам с поставщиками. Все продукты имеют санитарно-эпидемиологическое
заключение.
Не допускаются к приему в МБДОУ пищевые продукты без
сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи.
В детском саду осуществляется сбалансированное питание в соответствии с
возрастными и физиологическими потребностями детей. В меню представлены
разнообразные блюда. В ежедневный рацион питания включены овощи и фрукты.
Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи. В
правильной организации питания детей большое значение имеет создание
благоприятной и эмоциональной окружающей обстановке в группе. Группы
обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Воспитатели приучают
детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Организация питания находится
под постоянным контролем у администрации детского сада. Пищеблок МБДОУ
оборудован моечными ваннами, стеллажами для посуды, раковиной для мытья рук,
водонагревателем, контрольными весами, электроплитой с духовым (жарочным)
шкафом, разделочными столами, шкафом для хлеба, шкафом для посуды,
холодильником . В МБДОУ имеется кладовая для хранения продуктов питания.
Прачечная МБДОУ. Прачечная оборудована стиральными машинами с
автоматическим управлением, имеется гладильный стол, электрический утюг.
Территория МБДОУ. Территория МБДОУ достаточна для организации
прогулок и игр детей на открытом воздухе. Каждая возрастная группа детей имеет
свой участок . Площадки обеспечены необходимым оборудованием (снаряды для
развития основных видов движений). Все участки имеют свои цветники .
Обеспеченность МБДОУ отведенной ему территорией, его оборудование и
оснащение, соответствует нормативам. Для защиты детей от солнца и осадков на
территории каждой групповой площадки установлены теневые навесы. Игровые
площадки оборудованы игровыми сооружениями в соответствии с возрастом:
песочницами, горками, лесенками и др. На территории детского сада произрастают
разнообразные породы деревьев и кустарников; разбиты цветники и клумбы.
Педагоги совместно с родителями постоянно проявляют заботу и принимают
активное участие в косметических ремонтах, в создании оптимальной развивающей
среды, в своевременном обновлении и пополнении, игрового и спортивного
оборудования в соответствии с требованиями реализуемой программы и СанПиН.
В целях качественной реализации программы, расширения границ
информационного поля по всем направлениям деятельности детского сада в
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 486 имеются:
• Учебно-методические и дидактические материалы, тренажеры, информационные
ресурсы.
• Компьютерные технологии (использование в работе разных программ, Интернет
— сайтов, электронной почты, множительной техники);
• работает библиотека, где наряду с научно-методической литературой
представлены энциклопедическая и справочная литература, периодические издания
для детей и взрослых;
• используется передовой педагогический опыт педагогов нашего МБДОУ и других
дошкольных учреждений;
• Периодически оформляются тематические выставки и стенды;
Таким образом, в МБДОУ созданы условия для всестороннего развития
личности ребенка. Содержание предметно-развивающей среды соответствует
интересам дошкольников глухих и слабослышащих, периодически изменяется,
варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса
детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные
возможности детей.